Успенский Юрий Иванович

Жил-был на свете вполне себе удачливый коммерсант - торговал  чаем, хлопком, индиго, скупал недвижимость, а потом в один момент - раз, и бросил процветающий  бизнес. Объявил себя археологом и отправился за три моря искать (и найти!) клад, который был зарыт в незапамятные времена, и вот уже все произносят ему вслед с придыханием: «Это идет великий Шлиман[1], подаривший миру красоту древнего города Трои». И теперь, когда мы говорим: «Троя», - то сразу вспоминаем: «Шлиман».  Удивительная судьба, не правда ли?

Похожая история произошла с Юрием Ивановичем Успенским, чей 150-летний юбилей мы должны почтить своим вниманием и благодарностью за все, что он сделал в недолгие три года своего проживания в Воронеже.

Дело было так…

21 апреля 1873 года в семье курского мещанина Ивана Макаровича Успенского родился мальчик, которого при крещении назвали Георгием,  в просторечии - Юрой.  Малыш рос смышленым, и так прилежно учился в Воронежской классической гимназии для мальчиков, что закончил ее в 1892 году с золотой медалью.  А куда идет за знаниями вчерашний школьник, который страстно желает познать как можно больше? Конечно же, в университет. Юрий Успенский поступил в Петербургский университет на математический факультет, но со временем перевелся в перспективный Петербургский институт путей сообщения. По окончании института в 1898 году, с дипломом первой степени на руках Успенский поступает на службу по Департаменту путей сообщения на строительство Екатерининской (Донбасской) железной дороги. Дальше - больше. Показав себя грамотным специалистом и получив (по заслугам) одобрение от начальства, Юрий Иванович Успенский в 1904 году возглавляет руководство оной. Железнодорожная карьера нашего героя растет как на дрожжах - уже в 1912 году Успенский был назначен директором Отдела всех новых железных дорог в Петербурге.

Так и катилась бы жизнь инженера путей сообщения высшего звена и дальше, если бы в 1917 году в Российской империи не случилась Октябрьская революция, навсегда изменившая не только привычный уклад государства, но и  резко развернувшая мчавшийся к железнодорожному успеху на всех парах поезд-судьбу Юрия Успенского.

Тут-то и появляется в нашем рассказе Воронеж. Надо сказать, что с Воронежем Юрия Ивановича Успенского связывали давнишние семейные обстоятельства. Когда-то, еще на заре своей головокружительной карьеры, посещая город по делам службы, молодой железнодорожник познакомился с дочерью воронежского врача Елизаветой Евгеньевной Беляевой, и недолго думая, попросил руку и сердце у прекрасной барышни. Брак оказался счастливым и дружным, поэтому, решение переехать с детьми (коих было к тому времени уже трое) к родственникам жены, возражений ни у кого не встретило. Успенские прожили в Воронеже с 1920 по 1923 год. Как это мало, и как много было сделано Юрием Успенским за такой короткий промежуток времени.

Как специалист высокого уровня знаний, он был сразу же востребован в Воронежском университете в качестве профессора на кафедре истории техники и прикладной экономики. Но масштаб его личности и энергия ума и сердца жаждала большего. Юрий Иванович с головой ушел в общественную работу. На правах, как сказали бы сейчас, «волонтера» он возглавил Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета (сам музей, вместе с учебной и материальной базой Императорского Юрьевского (Дерптского) университета, был вывезен в Воронеж в период Первой мировой войны). Отметим, что, не имея специального образования, Юрий Иванович, тем ни менее,  обладал тонким художественным вкусом и отлично разбирался в изобразительном искусстве.  Достаточно сказать, что он  дружил со многими русскими живописцами - В.М. Васнецовым, С.В. Малютиным, А.И. Крамским и другими. Не жалея сил, Юрий Иванович Успенский отдавал все свое свободное время развитию университетского музея. Учитывая государственную неразбериху, царившую в послереволюционной России, можно только удивляться тому, что фонд музея был не только сохранен, но и изрядно пополнен. Являясь любителем русской живописи и страстным коллекционером, Успенский в своем владении имел множество картин самых именитых художников. Уезжая из Воронежа в Петроград в 1923 году, он преподнес в дар университетскому музею более ста произведений из своего собрания. Личность!

В 1933 году из слияния университетского музея древностей и изящных искусств и бывшего губернского краеведческого музея, был создан Воронежский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя И.Н. Крамского. И это во многом заслуга Юрия Ивановича Успенского, настоящего русского интеллигента и благотворителя.

Но и это не всё. В годы жизни в Воронеже Юрий Иванович написал книгу «Старый Воронеж», выпущенную в 1922 году тысячным тиражом. Уникальное издание. В книге собрана 21 репродукция акварелей, запечатлевших уходящий в прошлое облик старинного русского города. Замечательные художники – Аполлинарий  Васнецов, Николай Валукинский (Валукин), Михаил Салтыков, Викентий Трофимов, Михаил Паренаго и другие создали художественную летопись Воронежа. Юрию Успенскому за книгу «Старый Воронеж» была присуждена высшая премия Центральной комиссии по устройству быта ученых (да, была и такая премия). После отъезда из Воронежа, Юрий Иванович Успенский успел поработать в Госплане СССР, но в 1929 году его жизнь оборвалась.

В памяти своей семьи он остался как прекрасный муж и любящий родитель, в памяти коллег по работе как высококлассный специалист, а в памяти благодарных воронежцев как человек, который подарил городу красоту и эстетику прошлого, а значит, сделал чуточку лучше настоящее.

Литература:

  • Воронеж и воронежцы в произведениях живописи и графики (из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского / составитель : Е.Ф. Крутинина, Е.И. Пшеницина, О.А. Рябчикова. – Воронеж : Кварта, 2011. – С. 5-10.
  • Город через столетие. Век нынешний и век минувший. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2014. – С. 6-96.

[1] История зарубежных стран : Энциклопедия. - Москва : Росмэн-Пресс, 2007. - С. 208-209.