Россошь
Россия, Россошь, Родина – слова близкие, светлые и напевные по звучанию и дорогие по смыслу. Город Россошь третий по численности населения в Воронежской области – около 62 тыс. человек.
Современная Россошь – промышленный городок среди полей, по-домашнему уютный, тихий и гостеприимный. Он полностью соответствует своему ласково-певучему имени, которое произошло, вероятнее всего, от названия речки или места расположения. Воды Россоши текут по «ростоше» – равнине, разделяющей невысокие холмы. А поселение возникло на «россохе» – у слияния речек.
Родившись слободой, Россошь постепенно росла, переживая исторические события, выпадавшие на долю Отечества. История города отражается в Россошанском историко-краеведческом музее, который размещается в детском саду «Улыбка», что само по себе символично. Молодое поколение должно расти помнящим своё родство. В музее открыты 5 залов: истории Россоши, итальянский зал, а остальные отведены под выставку картин местных художников.
В зале, посвящённому истории заселения края, находится карта, раскрывающая основные версии похода князя Игоря, а рядом – наконечник копья, датированный XII веком. На стендах выставлены археологические находки, а в углу – настоящая старинная сельская хатка с лозовым плетением и домашней утварью.
Память о войне оживает в следующем зале. Бережно очищенная от ржавчины солдатская каска, походный котелок, граненый штык, подобранный на меловом откосе. У каждого предмета здесь своя история. Внимание привлекает икона, точнее её художественная копия, Богородицы Семистрельной. Когда итальянцы отступали, военный священник-капеллан подобрал в разбитой хатенке православную икону, именно эту икону. Ему повезло – в той бойне он чудом остался жив, выбрался из Острогожско-Россошанского «котла». В Италии икону назовут Богоматерью Донской. Под провинциальным городком Монтефирино выстроена часовня, в которой выставлена копия иконы. Там всегда горит свеча в память о погибших в далёкой России.
В картинной галерее музея достойное место занимают картины братьев Г. А. и Б. А. Гончаровых. На их полотнах – страшные будни вражеской оккупации, милая душе донская степь, городские и сельские жители в текущей повседневности. Главное богатство – 54 картины подарил Россоши Ф. П. Басов. Это портреты, пейзажи, этюды, на которые всегда засматриваются посетители. Любимый Дон и море в Крыму, подсолнухи, без которых невозможно представить полевые просторы. Представлены в музее и работы В. Г. Цимбалиста. Певец городских окраин, он передал прелесть, очарование родных мест, подметил в бесхитростных пейзажах такое, от чего теплеет душа.
У каждой музейной витрины, около каждого полотна можно стоять часами, мысленно погружаясь в неведомый, далёкий мир. В таких местах чувствуешь незримую, но глубинную связь с фактами и событиями прошлого историей края и Отечества.
Литература
- Чалая Т. Россошь Визитная карточка/ Т. Чалая. – Воронеж: Творческое объединение «АЛЬБОМ», 2009. – 48 с.
- Загоровский В. История Воронежского края от А до Я / В. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
- Край Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. – 598 с.: ил.
- Прохоров В. Города Воронежской области/ В. Прохоров. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978. – 170 с.
- Смирнов С. Вся Воронежская земля/С. Смирнов. – Воронеж:ЭКОС, 2009. – 160 с.