Баранов Александр Михайлович

Архитектуру называют застывшей музыкой. С этим легко согласиться, если внимательно познакомиться с творчеством (а иначе это и не назовешь) архитектора Александра Михайловича Баранова, который в конце XIX начале XX века занимал  пост Главного архитектора города Воронежа.

Александр Баранов приехал в Воронеж после окончания Московского дворцового архитектурного училища в декабре 1871 года. В начале свое пути он руководил технической частью ремонта путей и сооружений на железной дороге, а затем начал проектировать и строить необычные для города здания в русско-византийском стиле. Надо сказать, что в то время Московское дворцовое архитектурное училище, где Александр Баранов получил свое образование, было центром историко-архитектурной науки в России и оказало заметное влияние на становление и развитие эклектики и на использование русских форм в архитектуре. Александр Баранов навсегда полюбил русский национальный стиль в своей работе, в чем можно легко можно убедиться. Например, одним из самых первых в Воронеже общественных зданий по проекту А.М. Баранова был дом для швейной мастерской с приютом для бедных девушек, выстроенный в 1883 году. Сохранившееся до нашего времени здание на улице К. Стрелюка отличается нарядным декором, с элементами западноевропейской и русской архитектуры. С тех пор личным стилем мастера стало использование в проектах зданий украшений в виде коврового лепного декора, узких арочных окон, кокошников, ниш и накладок. Проектирование и строительство общественных зданий для города являлось одной из основных функций Главного архитектора А.М. Баранова, и с этой задачей он справлялся великолепно. Двадцать пять долгих лет на своем посту Александр Михайлович занимался украшением Воронежа. То немногое, что сохранилось после разрушительных действий времени, дает нам право судить о грандиозном таланте архитектора. 

Самое яркое здание города Воронежа по ул. Сакко и Вацетти, дом 80 - бывшее здание общежития духовной семинарии (1880 г.)  выполнено в национальном русском стиле, с обилием разнообразных лепных украшений. В таком же стиле были исполнены дома знатных горожан купцов Д.Г. Самофалова, И.Ф. Вансовича, Н.А. Михайлова и других богатых домовладельцев. Для города, в стиле неоклассицизма архитектор выстроил здание Окружного суда на Большой Дворянской улице. В облике этого здания видны пристрастия Баранова – строгая симметрия фасадов, фронтоны и большой центральный купол.

Строил А.М. Баранов и храмы. Их было немного, самым грандиозным из них был храм св. Владимира, по проекту губернского архитектора А.А. Кюи. Он не сохранился, но  новый Благовещенский собор в Воронеже по своей архитектуре очень сильно напоминает утерянный Владимирский храм.

Архитектор работал и в уездных городах Воронежского края, которые не хотели уступать в красоте своего убранства губернскому центру. В Павловске А. Баранов выстроил здание Ольгинской женской гимназии, объемная композиция которой подчеркнута центральной частью и высокой фигурной четырехгранной кровлей.

Здания, построенные архитектором Александром Михайловичем Барановым, по праву считаются памятниками архитектуры Воронежской области и охраняются государством.

 * * *

  1. Воронежцы: известные люди в истории края / редактор-составитель Ю.Л. Полевой.- Воронеж: Кварта, 2011. - С. 27-30.
  2. Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода / А. Акиньшин, О. Ласунский. – Воронеж: «Правдивцев и К», 2002. – 352 с.: ил.